Гиперактивность у детей. Воспитание и рекомендации

Гиперактивность у детей. Воспитание и рекомендации

Активный или гиперактивный?

Дети — это те же люди, только значительно менее спокойные.Редко можно встретить ребенка, который любит посидеть, полежать, подремать или послушать лекцию. Нормальный ребенок — это существо активное, деятельное и без устали познающее мир. Но как нащупать грань, за которой начинается избыточная активность, мешающая усвоению информации и социальной адаптации? Как отличить активного ребенка от гиперактивного и что с ним, с таким буйным, делать? Рассказывает психолог, психотерапевт, врач высшей категории Евгений Тарасов.

Чаще всего синдром гиперактивности (а говоря медицинским языком, синдром дефицита внимания и гиперактивности — СДВГ) начинает проявлять себя уже в раннем детском возрасте — в два-три года. Он характеризуется постоянной активностью в любых условиях — будь то детский сад, дом, музей, прогулка и т.д. Ребенок настолько активен, что неспособен контролировать собственные поступки: он не умеет играть в настольные игры, провоцирует регулярные конфликты со сверстниками, даже в речи такого ребенка ощущается торопливость, желание ответить раньше заданного вопроса, перекричать, задать кучу вопросов и не дождаться ответа.

Детей бить нельзя!

Даже когда чужой ребенок в кафе или на улице проявляет гиперактивность. у взрослого человека может появиться неосознанное желание уничтожить этот «вечный двигатель». который создает столько дискомфорта. Что уж говорить о собственном отпрыске, который активничает с утра до вечера?! Насилие, крики или угрозы не наши воспитательные методы. Подавляя ребенка, можно искалечить подрастающему человеку психику, но с гиперактивностью это справиться не помогает. Что же. спрашивается, делать? Вот несколько рекомендаций. В первую очередь надо запастись терпением и хотя бы внешне сдерживать свои эмоции. Не следует устраивать в наказание «гииерактиву» и молчаливые бойкоты — этим можно добиться лишь снижения его самооценки, посеяв в нем чувство вины, сознание того, что он «плохой», «неправильный», не может угодить ни маме, ни папе. Следует как можно больше времени проводить с ним. вовлекая его не только в развлечения, но и в общие дела. Однако не стоит перегружать внимание «гиперактива» — нужно давать ему сразу не более одного задания. В воспитании активного ребенка следует избегать двух крайностей: предъявления ему завышенных требований и проявления чрезмерной мягкости. Необходимо избегать повторений слов «нет» и «нельзя». И вообще, такому ребенку не следует ничего категорически запрещать — лучше переключать его внимание на что-то другое, предлагая ему интересные альтернативы.

В общении с избыточно активным ребенком важно сдерживать эмоции

ВАЖНО! Для гиперактивных детей очень важен физический контакт с родителями, поэтому не скупитесь на объятия! Плюс к этому постарайтесь оградить ребенка от внутрисемейных конфликтов.

Преступление и наказание

«Гиперактива» нужно как можно чаще хвалить за любые «пустяки», т.к. он лучше всего реагирует на одобрение, похвалу, негативно отзываясь на любое, тем более физическое наказание, а нередко и вовсе не реагируя на него. Особенно важно не забывать хвалить и поощрять его (теми же подарками, прогулками, посещениями цирка, кинотеатров, детских театральных постановок, экскурсиями) за выполнение любого дела, требующего концентрации внимания. А если все-таки необходимо наказание, то можно лишить ребенка на некоторое время возможности смотреть телевизор, «общаться» с телефоном или планшетом и т.д. При этом наказание должно следовать сразу же после его проступка.

Гиперактивность у детей. Воспитание и рекомендации

Гиперактивным детям рекомендованы командные виды спорта

Не следует посещать с таким ребенком места больших скоплений людей во избежание переутомления, связанного с излишними впечатлениями. Лучше организовывать ему игры с одним партнером. Желательно как можно раньше начать приучать его к пассивным играм — лепке, собиранию пазлов, конструкторов и т.д. Если ему поначалу будет очень трудно усидеть на одном месте и он станет отвлекаться, нужно последовать за ним со словами: «Тебе это интересно? Тогда давай посмотрим (сделаем это) вместе». Но затем, после того как малыш удовлетворит возникший у него интерес, вернуться с ним к предыдущему занятию и постараться довести его до конца. Нежелательно использовать в оформлении детской комнаты яркие цвета, а на его рабочем столе для занятий не должно быть отвлекающих предметов. И никогда не следует забывать говорить такому ребенку как сильно вы его любите!

Гиперактивность у детей. Воспитание и рекомендации

Режим дня гиперактивного ребенка

Для гиперактивного ребенка особенно важен размеренный график жизни. Рекомендуется установить ему четкий распорядок дня и определенный (пусть поначалу и небольшой) круг обязанностей, выполнение которых не нужно забывать контролировать, а потом поощрять. Необходимо приучать его к выполнению физических упражнений на воздухе, совершать с ним прогулки по парку или по скверу. Не нужно сдерживать его желание вволю побегать здесь, поиграть, побросать палки, камни (конечно, только не в животных, а тем более в людей!) — позвольте «гиперактиву» выплеснуть клокочущую в нем энергию. Уже с малых лет следует приобщать «гиперактива» к спорту либо к занятиям танцами. Особенно рекомендованы коллективные спортивные игры, плавание. Кроме того, излишне активным детям обычно рекомендуются занятия (лучше под контролем детского психолога) для улучшения концентрации внимания: арттерапия (лепка, рисование, декупаж), а не изучение того же, к примеру, английского. Необходимо включать в рацион такого ребенка как можно меньше жареного, соленого, острого, копченого и, напротив, больше вареного, тушеного, а также свежих фруктов, овощей. Однако, если ребенок не хочет есть, его не следует заставлять!

Копируем домашних животных

Одна из эффективных расслабляющих техник носит комичное название «мяв»- или «гав»-терапия. Предложите ребенку совместную игру по перевоплощению в домашнего четвероногого любимца. Копируйте его повадки, движения, поведение. Для этого нужно расслабленно полежать в той же позе, что и кошка или собака, а затем походить на четвереньках, помурлыкать, полаять.

Оставить комментарий